Заводы трубопроводной арматуры маркируют задвижки с соблюдением установленного ГОСТ и стандарта ЦКБА порядка. Такая система единого обозначения упрощает закупку, монтаж и эксплуатацию задвижек на магистралях. Обслуживающий персонал, пользуясь только одной маркировкой, видит основные характеристики арматуры и может выполнить регламентные работы.
Как маркируются задвижки
Правила маркировки задвижек, предназначенных для установки на магистрали всех категорий и размеров, определены:
- Стандартом ЦКБА023-2015г.;
- ГОСТом 4666-2015г.;
- а также ГОСТом 5762-2002г.
В соответствии с этими документами, задвижки подлежат:
- регистрации и обозначению;
- маркировке;
- окраске в отличительный цвет.
Такие требования необходимы для обеспечения максимальной безопасности эксплуатации трубопроводного транспорта, в особенности на опасных производственных объектах и на ответственных конструкциях.
Регистрация и обозначение
Регистрацией задвижек в России занимается Центральное конструкторское бюро арматуростроения (ЦКБА). Все учтенные конструкции перечислены в справочнике №036-2017. Для запуска заводом-изготовителем линии по выпуску конкретной модели задвижки, необходимо подать заявку на регистрацию этой модели. После проведения регламентированной проверки, ЦКБА принимает решение о включении или не включении модели задвижки в справочник 036-2017.
Присвоение и внесение в раздел справочника ЦКБА №036-2017 номера задвижки является фактом сертификации изделия и разрешением на его выпуск.
Именно обозначение из справочника ЦКБА указывается в наименовании задвижки. Например:
Разберем на примере клиновой задвижки 30с564нж, какую информацию несет это обозначение.
Рис. 1. Обозначение таблицы фигур.
Документ ЦКБА №023-2015, являющийся пояснением к справочнику 036-2017, содержит таблицы фигур. В этих таблицах приводится расшифровка кодов обозначения. Для 30с564нж:
- «30» указывает на тип арматуры – задвижка;
- «с» указывает на материал корпусных деталей – в данном случае сталь;
- цифра «5» указывает на тип приводного механизма – здесь это механический редуктор;
- «64» указание на порядковый номер, присвоенный ЦКБА в соответствии с заявленными ТУ;
- «нж» указывает на материал уплотнителя в запорном органе – в данном случае используется наплавка из коррозионно-стойкой стали.
В соответствующих таблицах фигур №№ 1,2,3,4 стандарта ЦКБА №023-2015 указывается полная номенклатура характеристик трубопроводной арматуры (в т.ч. задвижек). Таблица 1 содержит коды типов арматуры. В таблице 2 указаны материалы, из которых сделаны корпусные детали. Таблица 3 содержит типы приводов управления затвором. В таблице 4 указаны материалы, используемые в качестве уплотнительной поверхности в затворе.
Рис. 2. Таблицы фигур.
Введение нормы обозначения по таблице фигур позволило потребителям трубопроводной арматуры быстро ориентироваться в номенклатуре продукции, а также вести единый учет конструкционных особенностей задвижек в едином справочнике.
Обозначения по соответствующим таблицам фигур не имеют ничего общего с требованиями к маркировке, наносимой на корпусные детали задвижки.
Маркировка
Требования к маркировке трубопроводной арматуры, в т.ч. задвижек, определены ГОСТом №4666-2015г. Кроме этого документа, в ГОСТе 5762-2002г. в разделе 5.4 указаны общие положения о маркировке задвижек.
В соответствии с этими документами, на корпусе задвижки должны быть нанесены:
- обязательные;
- дополнительные;
- и специальные знаки маркировки.
Статус «обязательный» подразумевает наличие отличительных знаков на корпусах любой арматуры (за некоторыми исключениями, которые ограничиваются конструкцией). К таким относятся:
- диаметр номинальный условного прохода – указывается в мм, пример: DN 150 или 150;
- давление номинальное – наносится в «бар», «кгс/м2» или в МПа, пример: PN 40 или PN 4 МПа;
- материал корпусных деталей – указывается в соответствии с обозначением по ГОСТу на конкретный вид сплава, пример: для стали литейной WCB, 25Л или 35Л;
- лейбл завода-изготовителя – зарегистрированный установленным порядком товарный знак;
- номер изделия и дата выпуска.
Если задвижка выпущена с разными номинальными диаметрами входного и выходного патрубков, маркировка на корпусе будет выглядеть так – DN100/DN120, либо 100/120. При этом в числителе указывается диаметр входного патрубка.
Знак «давление номинальное» может дополняться или заменяться:
- знаком «допустимая температура» – обозначение: t 200 или t от -200 до +200;
- знаком «рабочее давление» – Рр 40 или Рр 4 МПа.
При наличии этих двух знаков на корпусе, маркировка «давление номинальное» может отсутствовать.
Рис. 3. Маркировка задвижек.
Отличие номинального давления от рабочего в том, что первое указывается в общем случае для температуры рабочей среды 200С, а второе – для заданного температурного режима конкретного предприятия трубопроводного транспорта. В соответствии с нормами, чем выше температура транспортируемого вещества, тем ниже должно быть давление в системе. В этом случае будет обеспечена долговечность задвижки и ее безопасная эксплуатация.
Указание материала корпуса, крышки, штурвала, крепежных, а также других деталей, зависит от нормативного документа (ГОСТа) на конкретный сплав. Например, для корпусных деталей из нержавейки применяется ГОСТ 5632, для титановых изделий – ГОСТ 2171. При недостатке места на корпусе, название сплава может быть сокращено условным его обозначением, указанным в соответствующем стандарте. К примеру, для нержавейки 08Х18Н10Т используется сокращение ЭИ448.
В качестве обозначения завода-изготовителя арматуры допускается указывать как товарный знак, так и наименование предприятия.
Дополнительные и специальные знаки
Дополнительные знаки маркировки не являются обязательными и наносятся в 1 из 3 случаев.
1. В соответствии с положениями нормативных документов.
2. Если договором заказчик предусмотрел наличие на корпусных деталях определенных опознавательных знаков.
3. По решению завода-изготовителя.
В некоторых случаях дополнительные знаки являются обязательными. В случае, если:
- техническое обслуживание задвижки на трубопроводе выполняет определенная организация (фирменное обслуживание);
- партия арматуры изготовлена для поставки на экспорт;
- арматура выпущена или испытана определенной рабочей средой;
- или задвижка является неполнопроходной;
на корпус или крышку наносят соответствующие знаки. Также к дополнительным знакам относятся указания массы, типа уплотнительного материала во фланце, клеймо контроля ОТК, величина пробного давления, класс арматуры по сейсмостойкости, герметичности затвора и другие.
Рис. 4. Дополнительная маркировка на фланце корпуса
Специальные знаки являются обязательными для конкретных отраслей промышленности. Необходимость такого знака определена:
- нормативными документами о безопасности на производстве;
- или техническими регламентами.
К специальным относятся знаки соответствия стандартам Таможенного и Европейского союза, указания о взрывобезопасности и огнестойкости задвижки. Данная маркировка наносится на задвижках промышленных предприятий, имеющих на балансе опасные производственные объекты, к которым предъявляются усиленные требования охраны труда и технологической безопасности.
Обязательные знаки маркировки наносится на корпусе и крышке лицевой стороны задвижки. Остальные указания, если не поместились на лицевой, наносятся на оборотной стороне. Если поместить всю маркировку на корпусных деталях не получается, знаки указываются на табличке, прикрепляемой к лицевой части.
Лицевой частью называется правая сторона задвижкипо ходу движения рабочей среды. Если пропуск вещества осуществляется в обе стороны, расположение лицевой стороны указывается в руководстве по эксплуатации.
Знаки, указывающие на материал уплотнителя во фланце корпуса, диаметр проходных отверстий неполнопроходных задвижек, наносятся на соответствующие фланцы. Дополнительный знак, указывающий направление перемещения клина, для удобства также наносится на верхнюю плоскость штурвала.
Способы нанесения маркировки
Основное требования к маркировке на корпусных деталях задвижки – обозначения должны быть читаемы и легко различимы без дополнительных средств на всем протяжении заявленного срока службы. Это требование действительно только при условии соблюдения руководства по эксплуатации на трубопроводную арматуру.
На корпус или табличку, прикрепляемую к корпусу, маркировка наносится:
- гравировальным или фрезерным станком (гравировка);
- литьем в процессе отливки корпусных деталей;
- с помощью ручных клейм;
- прессов;
- а также на иглоударных станках (ударный способ).
ГОСТ 4666 в исключительных случаях разрешает маркировать задвижки краской. Это относится только к дополнительным знакам, нанесение которых согласованно с покупателем.
Таблички также навешиваются на электро-, пневмо- и гидроприводы. Требования к содержанию маркировки приводов указаны в разделе 5 ГОСТа 4666-2015г.
Требования к шрифту обязательных, дополнительных и специальных знаков установлены в ГОСТ 2930 и ГОСТ 26.008.
Нормы ГОСТа 4666-2015г. также распространяются на партии арматуры, поставляемые заграницу (импорт).
Цвет
Общий порядок окраски задвижек указан в ГОСТе №4666-2015г. Приложением Е установлены цвета окраски для разных металлов. В таблице Е.1 указано:
- для чугунной арматуры (относятся все виды чугуна, включая высокопрочный) – черный;
- для углеродистой стали (Л25-35 или аналог WCB) – серый;
- для легированной стали (например, 08Х18Н10Т, AISI 301) – синий;
- для высоколегированной стали (включая жаростойкую и жаропрочную) – голубой.
Отдельно выделяют нормы окраски задвижек для:
- газовой (ГОСТ №56001-2014г.);
- нефтяной;
и атомной промышленности (НП №068-05).
Рис. 5. Окраска арматуры для газопровода
Для каждой отрасли определены свои нормы. К примеру, для нефтяной промышленности цвет окраски наносят, исходя из климатического исполнения. Для исполнения «У» это серый, для «ХЛ» – синий.
Что не указывается в маркировке задвижки
На всех видах трубопроводной арматуры заводы-изготовители должны указывать только обязательные знаки. Также, для импортных изделий или устройств, поставляемых на объекты атомной, газовой или нефтяной промышленности, изготовитель должен нанести специальные знаки.
А вот нанесение дополнительных знаков является необязательным. Их указывать нужно только в определенных случаях, если это требование закреплено в нормативных документах или по требованию заказчика.
Но независимо от отрасли есть 1 знак, который не указывается совсем. Это знак направления подачи рабочей среды. Конструкция задвижки позволяет транспортировать вещество в любой направлении.